Хатха-йога до колонизации
Автор статьи: Джейсон Берч
Перевод с английского и адаптация текста: команда йога-студии «Чакра».
Фото: все фотографии садху и священных мест были взяты на открытых ресурсах интернета.
СОДЕРЖАНИЕ
«Моя докторская диссертация (Берч, 2013), которую возглавлял Алексис Сандерсон из Оксфордского университета, содержала обзор текстов по хатха- и раджа-йоге. Одна из проблем при проведении такого обзора заключалась в том, что очень немногие тексты, составленные с шестнадцатого по восемнадцатый век, подвергались критическому редактированию или академическому изучению. Вдохновленный несколькими образцовыми исследованиями литературы Шайва в статьях Сандерсона (например, 2001, 2007 и 2014), я посетил большое количество библиотек в Индии, пытаясь ознакомиться с рукописями неопубликованных текстов йоги. К концу моей докторской степени мне стало очевидно, что тексты йоги, составленные накануне колониализма, дают новое видение истории йоги и, в частности, имеют решающее значение для понимания того, как изменилась Хатха-йога после того, как она была систематизирована Свами Сватмарамой.
Фактически, после того, как Сватмарама успешно трансформировал хатха-йогу из вспомогательной практики в законченную сотериологическую систему, началось то, что можно было бы считать расцветом хатха-йоги, поскольку ее литература обогащалась, а ее системы и практики становились все более многогранными и глубокими.
Эта статья, основанная на моих докторских исследованиях, призвана предоставить основу для изучения текстовых источников Хатха-йоги, составленных с шестнадцатого по восемнадцатый век. После краткого обзора ранней литературы Хатха-йоги, я рассмотрю некоторые характерные черты поздней литературы, разделив тексты на две этические категории; «расширенные сочинения» и «конспекты». Расширенные труды распространяются на хатха-йогу, как это было сформулировано в трактате «Хатха-йога Прадипика», в то время как конспекты объединяют учения хатха-йоги в более широкий дискурс йоги. Обе категории включают научные и практические работы, которые при совместном чтении обнаруживают значительные изменения как в практических, так и в теоретических концепциях хатха-йоги. Такое прочтение также проливает свет на некоторые события того времени, которые предвосхитили, а в некоторых случаях, вдохновили транснациональную йогу двадцатого века. Статья завершается кратким обсуждением региональных масштабов литературы по хатха-йоге в этот период и того, как некоторые техники и теория, по-видимому, разошлись в разных регионах.
1. Концепции хатха-йоги до трактата «Хатха-йога Прадипика».
Самые ранние упоминания о термине «хатха-йога» можно найти в некоторых буддийских тантрах, в первую очередь,в «Гухьясамаджа-тантре» и «Калачакра-тантре», которые относятся к восьмому и одиннадцатому векам соответственно, и упоминают его как крайний метод, когда основные техники этих традиций не применялись. Комментарии одиннадцатого века в «Калачакра-тантре» называются «Вималапрабха», и объясняют термин «хатха-йога», как метод управления праной (жизненной энергией) и активизации центрального энергетического канала (сушумны) через работу с нади (каналами тонкого тела) и трансформацией базовой энергии.
Самый ранний известный источник обучения хатха-йоги – трактат «Амарауга Прабодха» описывает подход к практикам хатха-йоги, который согласуется с традицией «Калачакры», поскольку оба являются вспомогательными практиками, гармонизирующими и очищающими нади.
Тем не менее, гораздо более близкий аналог хатха-йоги по «Амарауга Прабодхи» существует в работе «Ваджраяны» одиннадцатого века под названием «Амритасиддхи» (Маллинсон, 2020). Оба имеют похожие описания трех сложных мудр и системы звуков, блаженства (ананда) и пустот (шунья). Важно отметить, что автор «Амритасиддхи» не идентифицирует свой подход к йоге, как «классический». Причина этого не указана в тексте, но вероятно это связано с тем, что хатха-йога была спорной практикой среди некоторых буддийских толкователей, так как имела четкие ассоциации с индуистскими религиозными традициями.
В отличие от более ранних буддийских работ, хатха-йога в «Амарауга Прабодхе» встроена в четырехступенчатую иерархию, в которой Раджа-йога является «основной йогой». Раджа-йога определяется, как «отсутствие умственной деятельности». В других текстах Шайва-йоги той же эпохи, это называется «медитативным состоянием». В этой иерархии хатха-йога не была единственным средством для раджа-йоги, потому что последняя также могла быть достигнута с помощью мантры и «лайя йоги». Судя по более поздним произведениям, таким как «Шива Самхита», которые объясняют обоснование этой иерархии, похоже, что характеристики ученика были основой для определения того, какой йоге преподавал индивидуум, и кажется вероятным, что мантра-, лайя- и хатха-йога были излишними для учеников с необычайными способностями, которые могли достичь Раджа-йоги без вспомогательной практики.
Практикой, общей как для йоги «Амритасиддхи», так и для хатха-йоги «Амарауга Прабодха», являются три техники,называемые «махамудра», «махабандха» и «махаведха». Техник на самом деле, гораздо больше, чем описание этих трех мудр, но эти три присутствует во всех последующих системах Хатха-йоги, например, в «Даттатрейа йога-шастре» (около 13 века), вайшнавском сочинении, в котором было собрано десять мудр, именуемых «Хатха-йогой Капилы».
Коллекция «мудр Капилы» состоит из «кхечари», «випарита карани», три бандхи («замки») и три разновидности «ваджроли мудры», в дополнение к «махамудре», махабандхе и махаведхе.
Комбинации некоторых из этих Мудр появляются в современных работах, такихкак «Йога таравали» и «Йога-биджа», которые преподают основные системы Хатха-Йоги. Последний текст известен своим определением хатха-йоги, как союза солнца и луны, которые представлены слогами ха и тха соответственно. Это определение отсутствует в самой ранней редакции «Йога-биджи». Этот текст определяет хатха-йогу, как трансформацию грубых элементов тела: земли, воды, огня, воздуха, эфира.
Некоторые мудры в «Даттатрейа йога-шастре» также появляются в системах йоги той же эпохи, которые не назывались «хатха-йогой», как этовидно, например, из двух работ Шайва, Вивекамартаны и Горакшашатаки. Это предполагает, что с двенадцатого по пятнадцатый век практика этих конкретных мудр была более распространена, чем использование термина «хатха-йога» для обозначения системы практики. Фактически, согласно имеющимся данным, хатха-йога используется в этом смысле только в четырех небуддийских текстах на санскрите, которые, вероятно, предшествуют «Хатха-йоге Прадипике», и двум других, датировка которых менее достоверна.
В отличие от аскетизма и йоги эзотерической традиции, хатха-йога не требовала специальной инициации (дикши), потому что использовалась, как вспомогательная практика для людей различных вероисповеданий и социального статуса, вне зависимости от каст. Хотя некоторые из отличительных мудр хатха-йоги, такие как перевернутые асаны, могут быть похожи на техники более старых традиций аскетизма (тапас), и были адаптированы и переработаны тантрическими буддистскими и шиваистскими направлениями. При этом ни одно из ранних учений по хатха-йоге не относится к тапасу, и, в отличие от методов тапаса, сторонники хатха-йоги утверждали, что этот тип йоги не причинит вреда телу и фактически принесет здоровье и дживамукти (то есть «освобождение при жизни») относительно быстро. Тем не менее, в этот период были противники хатха-йоги, которые считали ее жестким аскетизмом, поскольку она являлась причиной страданий и ненужных усилий. Эти противники обычно предпочитали простые гностические методы достижения освобождения.
Концепция йоги в «Хатха-йога прадипике» представляет собой поворотный момент в ее истории. Автор этой работы – Свами Сватмарама, включил в текст более широкий репертуар техник, чем предыдущие работы, и синтезировал учения различных традиций йоги в единую систему, которую он назвал «Хатха-йогой». До усилий Сватмарамы хатха-йога задумывалась,как одно из нескольких вспомогательных средств в иерархических моделях йоги. Стоит заметить, что в трактате «Хатха-йога Прадипика» хатха-йога является единственным средством достижения Раджа-йоги. Успех интерпретации Сватмарамы подтверждается тем фактом, что последующие авторы заимствовали большую часть структуры и содержания «Хатха-йога Прадипики» при создании более обширных работ по хатха-йоге. Кроме того, текст Сватмарамы широко цитировался как авторитет в этой области, в частности, эрудированными авторами сборников по йоге, составленных после пятнадцатого века, и, похоже, распространился по большей части Индии. Недавно опубликованные каталоги показывают, что около двухсот рукописей «Хатха-йога Прадипики» хранятся в библиотеках по всей Индии, от Кашмира до Тамил Наду и от Гуджарата до Западной Бенгалии, в различных диалектах, а также, с некоторыми комментариями на местных языках.
Данный трактат можно считать кульминацией формирующего периода в развитии хатха-йоги, как системы практики. В этом смысле, это означает начало хатха-йоги в качестве отдельного метода, который сочетается в практике асан, восьми кумбхак и десяти мудр. В соответствии с более ранней литературой, основной целью этих техник была Раджа-йога. Однако, в дополнение к мудрам хатха-йоги, Сватмарама также предусмотрела практику трех других мудр для Раджа-йоги, а именно «шамбхави-мудру», «кхечари-мудру», и упрощенную форму «Шанмукхи-мудры», которая не названа как таковая, но предписанадля «слияния ума с внутренним резонансом». Эти «медитативные» мудры, вероятно, происходят из более древних традиций Раджа-йоги, одна из которых явно отвергает мудры хатха-йоги. Их включение в «Хатха-йога Прадипику» отражает желание Сватмарамы, объединить методы разнообразных традиций под термином «Хатха-йога».
После пятнадцатого века количество текстов по йоге, которые объединяются в хатха-йогу, возрастает. Хотя эти тексты демонстрируют значительные усилия по расширению репертуара техник Хатха-йоги и его синтезу с другими направлениями йоги, религиями и философиями, схема «Хатха-йога Прадипики» чаще всего была отправной точкой и, во многих случаях, преобладающей парадигмой для хатха-йоги, как в научном, так и в ненаучном плане. Более практические работы будут обсуждаться ниже.
2. Литература по Хатха-йоге после пятнадцатого века
Тексты по хатха-йоге | Количество стихов | |
До 16 века | «Йога-таравали» (14 век) | 29 |
«Амарауга Прабодха» (12 век) | 46 | |
«Даттатрея-йога шастра» (13 век) | 169 | |
«Йога биджа» (14 век) | 170 | |
«Хатха-йога Прадипика» (15 век) | 392 | |
После 16 века | «Хатхаратнавали» (17 век) | 404 |
«Хатха Прадипика» (18 век) | 595 | |
«Сиддхантамуктавали» (18 век) | 1553 | |
«Хатха-таттва-каумуди» (18 век) | 1680 | |
«Йога-чинтамани» (17 век) | 3423 |
Заметным изменением в литературе, последовавшей за трактатом «Хатха-йога Прадипика», стало составление более расширенных работ по хатха-йоге и больших сборников. Ранняя литература по этой теме состоит в основном из коротких содержательных текстов, которые предоставляют структурные системы практики и элементарные теоретические детали. Более поздняя литература включает больше техник, а также, более сложные системы практики. Значительный рост объема более поздних работ можно увидеть в таблице ниже (см. таблицу 3).
Следует отметить, что в целом ранние произведения были написаны в низком регистре санскрита и в метре «анухубх». Они описывают практический аспект хатха-йоги, и, вероятно, написаны для практикующих. В отличие от этого, многие из более поздних работ, таких как «Хатха-таттва-каумуди» и «Йога чинтамани», носят более научный характер и, как правило, написаны на санскрите более высокого уровня. Их авторы собирают свои материалы из более широкого круга источников и часто включают комментарии к более старым источникам, которые часто цитируются с указанием авторства.
Чтобы обсудить основные характеристики поздней литературы по хатха-йоге, я разделю тексты на две категории. Первый состоит из «расширенных работ» по теме хатха-йоги, а второй – из «сборников», заимствованных из текстов хатха- и раджа-йоги. Есть некоторые тексты, такие как «Хатха-Санкета-Чандрика», которые можно отнести к любой из этих категорий. Тем не менее, цель введения этих этических категорий — выявить определенные стилистические особенности и содержание, характерные для произведений каждой группы.
2.1. Расширенные работы
Расширенные труды распространяются на тип хатха-йоги, описанный в «Хатха-йоге Прадипике». Многие из этих работ заимствуют оттуда стихи, и их дискурс сосредоточен на практике и теории хатха-йоги. Ниже приведены примеры:
- «Хатхаратнавали» (17 век)
- «Хатха-йога Самхита» (17 век)
- «Хатха-абхьяса-паддхати» (18 век)
- «Хатха-йога-манджари (18 век)
- «Хатха-йога Прадипика» с десятью главами (18 век)
- «Сиддхантамуктавали» (18 век), и т.д.
В частности, последние два текста являются буквально расширенными версиями «Хатха-йоги Прадипики», потому что их авторы просто добавили больше стихов к оригинальной работе и создали дополнительные главы по связанным темам. Фактически, эти «расширенные тексты» расширяют изначальный текст весьма двояко. Во-первых, они объединяют другие виды йоги и различные смежные темы. Например, «Хатхаратнавали» объединяет четырехступенчатую систему йоги (т. е.Мантра-, лайя-, хатха- и раджа-йога) из более ранних работ, таких как«Амарауга Прабодха», с форматом ананги. Автор «Хатхаратнавали» заимствовал более ста тридцати стихов из «Хатха-йога Прадипики», и упоминает взгляды Сватмарамы по нескольким конкретным вопросам (Гарроте и др. 2002, xx). «Сиддхантамуктавали» значительно расширяет исходный текст путем добавления секций на очистку нади (энергетических каналов), медитации(дхъяна), обман смерти и индифферентность. Подобный набор тем рассматривается в «Йога-марга-пракашике» (16–18 вв), в которой используется четырехступенчатая система йоги, отмеченная выше. Учения о хатха-йоге, описанные там, по большей части согласуются с «Хатха-йога Прадипикой».
Во-вторых, расширился репертуар техник в большинстве текстов, следующих за «Хатха-йога Прадипикой». Как показано в таблице ниже, количество асан значительно увеличивается. Однако, можно наблюдать, что техники были добавлены к стандартным собраниям Шаткарм и Мудр. Первоначальные шесть терапевтических, очистительных техник, известных как «Шаткарма», составляют основу репертуара из двадцати одной техники в «Хатха-йога Самхите». Эта работа также добавляет пятнадцать мудр к обычным десяти мудрам, которым учат в хатха-йоге. Кроме того, эти тексты содержат более подробную информацию о многих мудрах. Например,«Хатха-бхьяса-паддхати» содержит самые сложные учения о ваджроли, которые преподаются очень подробно вместе с предварительными практиками и медицинским применением. В таблице ниже количество кумбхак (задержек) остается почти таким же, но, вообще говоря, эти тексты содержат намного больше стихов о пранаяме.
ТАБЛИЦА 3:
Распространение йогических техник после пятнадцатого века
Тексты | Ко-во приемов | |||
асана | шаткарма | кумбхака | мудра | |
«Хатха-йога прадипика» (15 век) | 15 | 6 | 8 | 10 |
«Хатхаратнавали» (17 век) | 84 | 8 | 9 | 10 |
«Хатха—йога Самхита» (17 век) | 32 | 21 год | 8 | 25 |
«Хатха-абхьяса—паддхати» (18 век) | 112 | 9 | 8 | 10 |
возникновения этих расширенных работ был периодом, когда физические практики документировались в беспрецедентном масштабе. Монографические работы были составлены по определенным техникам, которые к этому времени стали тесно связаны с хатха-йогой. Примеры включают следующее:
«Кумбхака-паддхати» (17 век)
«Йога Санамала» (18 век)
«Йогасана» (19 век), и т.д.
Состав таких работ свидетельствует о непрекращающихся инновациях в практике асан, пранаям и шаткарм, что также отражено в расширенных текстах по хатха-йоге, упомянутых выше. «Кумбхака-паддхати» описывает более семидесяти видов задержек дыхания (кумбхак) и шаткарм, многих из которых заимствованы из Аюрведы. Все эти работы основаны на содержании «Хатха-йоги Прадипики», имеющем отношение к их тематике.
2.2 Расширенные труды: научные или практические
Некоторые из расширенных работ являются результатом научных усилий по синтезу и уточнению материала из более ранних работ, тогда как другие, кажется, документируют, возможно впервые, практику, которая использовалась на момент написания. Хорошим примером более обширного научного труда является «Хатхаратнавали», написанное Шринивасой. В начале первой главы он представляет себя ученым писателем, сообщая читателю, что он выдающийся астролог, который хорошо разбирается в Ведах, Веданте, трудах Патанджали, Вьякараны, Тантры, Санкхьи, Ньяи, Вайшешики, и в других текстах и философиях. Его замечания о «Хатха-йоге Прадипике» указывают на то, что он реагировал на недостатки, обнаруженные им в этой работе. В частности, его список из восьмидесяти четырех асан, по- видимому, был создан ученым, который чувствовал себя обязанным уточнить ссылки на это каноническое количество поз в ранних работах, таких как «Даттатрея йога-шастра» и «Вивекамартана». Фактически, списку Шринивасы из восьмидесяти четырех названий поз предшествуют и следуют стихи из «Вивекамартаны» и «Хатха-йога Прадипики», в которых говорится, что Шива учил восьмидесяти четырем асанам. Компиляционный характер его коллекции раскрывается явными ссылками и неявными заимствованиями из «Хатха-йога Прадипики», «Йога-яджнявалкьи-самхиты» и «Даттатрея йога-шастры» в его описании тридцати шести асан. Кроме того, Шриниваса включил в список по крайней мере двенадцать вариаций определенных базовых поз, что также предполагает, что этот список был научным изобретением, вытекающим из его намерения расширить более ранние текстовые ссылки на восемьдесят четыре асаны.
Научные усилия Шринивасы по составлению списка асан можно противопоставить тому, что можно было бы назвать «ориентированными на практику работами» в этой категории, такими как «Хатха-бхьяса-паддхати» и глава об асанах в «Сиддхантамуктавали». Эти работы составлены в том же стиле, что и ранние тексты хатха-йоги: они предписывают и сосредотачиваются на практике, а не на теории. Их коллекции асан не кажутся синтезом более ранних текстовых источников, потому что их авторы не цитируют и не ссылаются на какие-либо источники, а большая часть их асан не засвидетельствована в более ранних текстах. В случае с «Хатха-бхьяса-паддхати», нововведения кажутся очевидными в использовании движущихся асан, последовательности, соединяющих позы, противопоставлении и использовании опор, таких как веревки и стены (Birch 2018, 134–135). Следовательно, вероятно, что инновации сыграли значительную роль в распространении техник, замеченных в этих ориентированных на практику расширенных работах, которые появились после «Хатха-йога Прадипики». Хотя некоторые из этих сложных поз могут существовать до пятнадцатого века, как показывает иконография, кодификация большого количества сложных поз в текстах, специально посвященных хатха-йоге, а также, в широко понимаемых работах по йоге, таких как «Джогапрадипьяка», по-видимому, возникла из семнадцатого века и далее.
Мало свидетельств того, что расширенные научные труды, такие как«Хатхаратнавали» и упомянутые ниже сборники, были источниками информации для Кришнамачарьи, Свами Шивананды и других гуру, популяризировавших физическую йогу в начале двадцатого века. Эти гуру в своих публикациях ссылались на «Патанджали-йога—шастру» и «Хатха-йога Прадипику». Тем не менее, есть убедительные доказательства того, что они тайно приняли позы из традиций практики асан, которые были распространены в некоторых регионах Индии в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Следы этих традиций заметны в таких текстах, как «Хатха-абхьяса-паддхати», «Хатха-йога Прадипика» и «Йогасана»,сохраняющее учение о больших коллекциях различных сложных асан. Растущее внимание на комплекс асан и мудр в практических работах, таких как «Сиддхантамуктавали» также происходит впервые в литературе эрудированных брахманов той же эпохи. Теперь я обращу свое внимание на эти более научные работы, которые интегрировали хатха- и раджа-йогу в более ортодоксальные концепции йоги.
2.3 Сборники по йоге
Примерно через столетие после «Хатха-йога Прадипики» был составлен ряд длинных сборников по йоге. Большинство этих сборников не сосредотачиваются на каком-либо конкретном типе йоги, но рассматривают этот предмет в более общем плане, объединяя множество источников, включая тексты по хатха-йоге. Вообще говоря, эти сборники представляют собой научные литературные произведения, которые включают философию и метафизику в более крупном масштабе, чем более ранние тексты, такие как «Хатха-йога Прадипика». В некотором смысле их авторы создали новый дискурс о йоге, объединив учения Хатха- и Раджа-йоги с учениями «Патанджали-йога-шастры» и различных брахманических текстов, включая «Бхагавад Гиту», «Махабхарату», ранние «Упанишады», «Пураны» и «Дхарма шастры». В начале двадцатого века синтез одних и тех же жанров поддерживался такими гуру-брахманами, как Кришнамачарья, Свами Шивананда и Свами Кувалаянанда, которые объединили техники физической йоги с концепциями «Патанджали-йоги»и «Адвайта Веданты», а также научили метафизике из тантрических традиций. йога для международной аудитории.
Я имею в виду в первую очередь следующие сборники:
«Йогачинтамани» из Годаварамишры (16 век)
«Йогапанчашика» (начало 16 век)
«Упасанасарасамграха» (16 век)
«Йогачинтамани» из Шивананда Сарасвати (17 век)
«Юктабхавадева» (17 век)
«Таттва бинду йога» Рамачандры (17–18 вв)
«Хатха—санкетачандрика» (18 век)
«Хатха—таттвакаумуди» (18 век)
«Йога—сарасамграха» (18 век)
«Йога-упанишады» (18 век)
«Раджатарала» (конец 18–19 вв)
«Йогасандхья» (начало 19 век)
«Горакша—сиддханта—самграха» (19 век)
Авторы этих сборников часто безупречно комбинируют учения йоги из разных традиций. Так, например, в «Йогачинтамани» интегрированы физические методы хатха-йоге с вспомогательными веществами из асана и пранаяма в Патанджали Аштанга—системы (смотретьниже). Точно так же в «Йогачинтамани» Шивананды и «Юктабхавадеве Бхавадевы» медитативное состояние Раджа-йоги стало эквивалентом высшей стадии самадхи Патанджали, называемой «асампраджнята самадхи». Большинство авторов этих работ тяготели к веданте. Они цитировали учения Упанишад, чтобы выразить гностические идеи, возникающие из самадхи. Кроме того, они включали теистические учения о йоге из Пуран и Тантр, и им было комфортно определять йогу, как медитацию (то есть «читта вритти ниродха»), с одной стороны, и затем как союз себя с божеством, с другой стороны. Кроме того, их описания «Дхараны» и «Дхьяны» определены Патанджали как «связывание ума в одно место» с тантрических визуализаций пяти элементов и божеств.
2.4 Мысли Годаварамишры и Шивананды о йоге
В «Йогачинтамани» метод Годаварамишры по синтезу хатха-йоги с другими йогами типичен для этого жанра. Годаварамишра был главным наставником (раджа—гуру) царя Орисса Пратапарудрадевы, правившего в начале шестнадцатого века. Помимо йоги, Годаварамишра написал работы на различные темы, включая Адвайта-веданту, Тантру (Тантра—чинтамани) и обширный трактат о политике и войне (Харихара—катуранга). Его взгляд на йогу был в основном сформирован «Патанджали-йога-шастрой». Он признает это в начале своей работы: «В этом тексте я обобщаю и исследую доктрину Патанджали, которая была объяснена Вьясой, Вачаспати и Бходжадевой и которая подтверждена и [все же] упущена из виду в других местах».
Первая половина «Йогачинтамани» посвящена общим темам, таким как определения йоги, типы самадхи и так далее. Вторая половина структурирована из восьми вспомогательных веществ (аштанга), в том числе асана, диеты и пранаямы.
Он также цитирует «Йога—яджнявалкью» (yājñavalkya —f. 36r, строка 6; f. 36v, строка 6; f. 37v, строка 7; f. 38v, строка 7), который был исходным текстом для «Хатха-йога Прадипики». Другими источниками по этим темам являются «Дхарма—путрика», «Павана—йога—самграха», «Агнейа—пурана» и «Матанга—парамешвара—тантра». Поэтому, по теме асана, Годаварамишра создал синтез Хатха-йогического учения с тантрическими и брахманскими.
Работа Годаварамишры стала основой амбициозной попытки ШиванандаСарасвати интегрировать более обширный и разнообразный массив текстов Хатха-йоги с «Патанджали-йогой» и брахманическими трудами. Шивананда также назвал свой сборник «Йогачинтамани». Вероятно, он жил в начале семнадцатого века в Варанаси. В конце этого текста Шивананда информирует читателя о материалах, которые он включил и исключил. Он говорит:
«Медитация вместе с практиками [вспомогательными к ней] были кратко объяснены мной в соответствии со Священным Писанием и моим пониманием. Слушание и созерцание [учений], которые подробно рассматриваются только в Упанишадах, не обсуждались из-за боязни многословия. Я раскрыл здесь все, что является секретом Хатха- и Раджа-йоги, для радости йогинов. Однако эта хатха-йога, которую практиковали Уддалака, Бхушуна и другие, не упоминалась мной, потому что ее не могут выполнить современные [практикующие]. Также, процедуры и тому подобное, продвигаемые капаликами, не упоминались [потому что] они противоречат Ведам, Дхармашастрам и Пуранам».
Годаварамишра и Шивананда исключили методы хатха-йогииз Ваджроли, амароли и сахаджоли, предположительно потому, что они являются «капалик—практиками», которые были бы неприемлемы для их брахманов-аудитории. Основное различие между компиляциями Годаварамишры и Шивананды состоит в том, что первые сосредоточены на «Патанджали-йоге» и редко цитируют тексты хатха-йоги, тогда как последние обсуждают хатха-йогу так же открыто и всесторонне, как и йоги других традиций, и много цитируют ее тексты. То же самое и с подобными компиляциями того времени, такими как «Юктабхавадева» Бхавадевамишры и «Хатха-санкетачандрика» Сундарадевы.
2.5 Полиматия Бхавадевамишры
Синтез различных философий и жанров литературы в рассматриваемых сборниках по йоге был создан хорошо образованными браминами, которые были осведомлены в широком диапазоне научных дисциплин. Хорошим примером этого является Бхавадевамишра семнадцатого века, чья «Юктабхавадева» представляет собой сборник (нибандха), который объединил учения хатха- и раджа-йоги с учениями «Патанджали-йога—шастры» и различных Упанишад, Пуран, Тантр, Дхарма-шастр и эпосов. Помимо того, что Бхавадева цитировал широкий спектр санскритских сочинений, широта его знаний подтверждается приписываемыми ему комментариями к различным шастрам. В рукописи указано, что он был брахманом из Митхилы, а его отцом был Кришадевамишра, его старший брат Баладевамишра и его учитель Бхавадева Тхаккура. Основываясь на этой информации, Бхавадева, также написал комментарии на «Паданджали-йога-шастры», «Брахмасутры»и «Ваджасаней-самхиту». Некоторые каталоги рукописей также приписывают Бхавадеве комментарий под названием «Абхинавабхашья» на «Шашилья—сутра», также известный как «Бхактимиманса—сутра», и некоторые другие произведения, но каталоги, с которыми я ознакомился, не содержат достаточной биографической информации, чтобы доказать, что это была книга того же Бхавадева, который написал «Юктабхавадеву». Тем не менее ясно, что Бхавадева был ученым, чьи знания выходили далеко за рамки теории и практики традиций йоги.3. Региональный охват литературы Хатха-йоги накануне колониализма
Сборники Годаварамишры, Шивананды, Бхавадевамишры и Сундарадевы одобрили учение хатха-йоги. Эти работы были частью совместных усилий некоторых эрудированных браминов, направленных на то, чтобы сделать физические практики хатха-йоги неотъемлемой частью «брахманического»взгляда на йогу, во многом подобно так называемым «Йога-упанишадам», которые были составлены в Южной Индии в первой половине восемнадцатого века. Работа Кристиана Боуи (1994) по этим Упанишадам сообщает нам, что составитель обильно заимствовал материал из более ранних текстов хатха- и раджа-йоги, часто представляя физическую практику, как способ очищения ума, который затем приведет к осознанию ведантических истин. Как отмечает Боуи (1994, 72), выдающееся положение учений хатха-йоги в этих Упанишадах указывает на то, что этот тип йоги вошел в моду в ведантической среде. Он говорит, что интерес ведантистов к хатха-йоге, возможно, начался в пятнадцатом и шестнадцатом веках.
В дополнение к «Йога-Упанишадам» и «Упасанасара—самграхе», которые исследовали Боуи, Йогасандхья и Раджатарала, — это большие экзегетические сочинения, составленные в Южной Индии, которые объединяют «Патанджали-йогу» и хатха-йогу в рамках веданты. Другие сборники, обсуждаемые в этой статье, подтверждают наблюдения Боуи и распространяют его гипотезу на регион Северо-Восточной Индии. Годаварамишра жил на территории нынешней Ориссы, Бхавадева — в Митхиле, а Шивананда и Сундарадева — в Варанаси. Ведантический подтекст в работах этих авторов включает ссылки на Упанишады и акцент на достижении освобождающего гнозиса Брахмана. Кроме того, различные просопографические детали связывают их с Адвайта-ведантой. Годаварамишра написал текст под названием «Адвайта-чинтамани» и «Адвайта-прана». В отличие от «Йога-упанишад», его работы явно цитируют тексты хатха-йоги.
В отличие от этого, мне еще предстоит найти какой-либо подобный сборник на северо-западе Индии. Однако некоторые из расширенных работ по хатха-йоге можно проследить до этого региона, например, «Сиддхантамуктавали», «Хатха Прадипика» с десятью главами и «Хатха—йога—манджари». Эти произведения, наряду с «Хатха—бхьяса—паддхати» в Махараштре и Карнатаке, менее научны и, скорее всего, созданы под влиянием практикующих того времени, в которое они были написаны.4. Вывод
Расцвет литературы по хатха-йоге как в Северной, так и в Южной Индии с шестнадцатого по восемнадцатый века сопровождался растущим в тот же период упоминанием хатха-йоги в санскритской литературе различных религий и философий. Результаты этой статьи предполагают, что хатха-йога стала более распространенной в литературе, составленной в этот период, и что «Хатха Прадипика» сыграла важную роль в определении техник и структуры практики для этого типа йоги. Кроме того, различные физические методы, которые стали тесно связаны с хатха-йогой, например,асаны и мудры, стали неотъемлемой частью более широких представлений о йоге в преддверии колониализма.
В период после «Хатха Прадипики» можно заметить, что практика и теория хатха-йоги развивались по-разному по мере того, как она становилась все более широко распространенной. В научных кругах Северо-Восточной Индии его кодификация приобрела некоторые характеристики философских йог, поскольку она была объединена с «Патанджали-йога—шастрой» и брахманическими источниками. Это привело к появлению более синкретичного и сложного дискурса о физических техниках. Социальное происхождение авторов сборников было разнообразным. Некоторые были саньясинами, такие как ШиванандаСарасвати и Шри Садашива Нарайана Брахмачари, тогда как другие идентифицировали себя в соответствии со своими профессиями, которые включали медицину, политику и астрономию (т.е. Сундарадева, Годаварамишра и Шриниваса, соответственно).
В отличие от научных сборников северо-востока, расширенные работы по хатха-йоге, возникшие на северо-западе Индии, сохранили более ориентированный на практику фокус «Хатха Прадипики», который они расширили, добавив больше техник и других вспомогательных средств, таких как «яма и нияма». Хотя об авторах этих работ известно немного, традиции отречения в этом регионе казались достаточно активными в создании руководств по йоге, таких как «Хатха-йога-маджари» и «Йога Прадипика», а также монографических работ, таких как «Йога-санамала» и «Йогасана», содержание которых связано с «ХатхаПрадипикой» и ее расширенным текстами.
От «Амараугха Прабодхи» до наших дней хатха-йога отличалась физическими методами практики. В ранний период практика была сосредоточена на задержке дыхания с помощью физических замков (бандх), и за столетия она расширилась, включив в себя ряд сложных поз, шаткармы и мудры. Хотя эти физические техники никогда не были особенными для хатха-йоги, текстовые свидетельства предполагают, что после шестнадцатого века хатха-йога стала доминирующей парадигмой для практики физической йоги на большей части индийского субконтинента, и эта парадигма в значительной степени была сформирована содержанием «Хатха Прадипики». Как указано в этой статье, расцвет хатха-йоги был периодом распространения ее техник, особенно в руководствах, ориентированных на практику, а литература по ней диверсифицировалась, поскольку авторы разного происхождения, в первую очередь эрудированные брамины, пытались расширить и интегрировать ее с другими йогами и разными религиями. К восемнадцатому веку эта обширная литературная деятельность, похоже, достигла своего пика, но движущая сила, стоящая за ней, принесла понятие «хатха-йоги» в королевские дворы Майсура и Джодхпура в девятнадцатом веке, и прочно поставила его в центр возрождения постурального мышления практики в ХХ веке.
Здесь не опубликовано еще ни одного отзыва