Кевала-кумбхака, пранаяма и самадхи

Вопреки широко распространенному мнению, что пранаяма – это «дыхательные упражнения», в большинстве йога-шастр (Йога-сутры, Гхеранда-самхита, Хатха-йога прадипика и т.п.) «пранаямой» считается остановка (задержка) дыхания – произвольная (сахита), а на высших этапах – спонтанная (кевала).

Основные эффекты пранаямы, если судить по тем же текстам, следующие – «устранение влияния тела на ум», состояние «унмани» («не-мыслия»), вхождение пран в сушумну, пробуждение Кундалини Шакти.

Тексты хатха-йоги приводят список техник, называемых то пранаямами, то кумбхаками (сурья бхеда, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамари, мурччха, плавини), некоторые из них, все-таки, ближе к «дыхательным упражнениям», чем к техникам остановки дыхания. В других текстах (не хатха-йогических), пранаямой, чаще всего, называется последовательность дыхания, чередующая вдох (пурака), задержку на вдохе (кумбхака), выдох (речака) в пропорции 1-4-2. Некоторые источники добавляют к этому кумбхаку на выдохе. Фактически, спонтанно возникающая кумбхака на выдохе (точнее – на полу-выдохе), сопровождающаяся определенными физиологическими и психическими феноменами, и есть искомая «кевала-кумбхака». Методы её достижения могут варьироваться – от выполнения предваряющих дыхательных упражнений с жесткими произвольными задержками и мышечными замками («бандхами»), до удджаи с «хамса»-мантрой и наблюдения за естественным дыханием – как в кашмирских Агамах.

Некоторые современные исследователи склонны сводить эффект от пранаямы только к гипоксии (кислородному голоданию), но практика показывает, что реально вопрос не ограничивается гиповентиляцией. Растянутое и уреженное дыхание, плюс специфическая работа гортани и носоглотки в удджаи и удлинение выдоха однозначно вызывают парасимпатикотонию - со всеми вытекающими. Здесь играют роль и специфическое воздействие на нервные узлы и окончания в области горла, и автоматическая интроверсия, возникающая вследствие концентрации внимания на процессе дыхания, частичная сенсорная депривация, и т.п.

Переключение нервной системы в «парасимпатический» режим, как следствие, согласно И.Кердо, вызывает следующие явления:
алкалоз, увеличение соотношения К/Ca (относительное превалирование калия), увеличение соотношения альбумины/глобулины (относительное превалирование глобулинов) при снижении общего белка в сыворотке, снижение уровня сахара в крови, увеличение содержания жиров в сыворотке крови, увеличение сывороточного холестерина, снижение содержания кетоновых тел, понижение уровня основного обмена, снижение температуры, уменьшение числа лейкоцитов с тенденцией к лимфоцитозу, увеличение числа эозинофилов, снижение частоты сердечных сокращений и минутного объема сердца, кровенаполнение спланхнических сосудов, снижение кровоснабжения скелетной мускулатуры и головного мозга, уменьшение объема циркулирующей крови, бóльшая задержка воды в тканях, снижения уровня основного обмена, возрастание активности органов, которые обслуживают накопление энергии, прирост секреции желудочного и кишечного соков, а также желчи, возрастание двигательной активности гладкой мускулатуры, увеличенное выделение конечных продуктов обмена, ограничение связи с внешним миром, снижение мышечной деятельности, активности органов чувств и мышления, повышение порога раздражимости.

(перевод Р. Минвалеева)

Если конкретизировать применительно к пранаяме – по данным профессора Н.Г.Триняка (ЧНУ), дыхание с увеличением длительности выдоха и задержки дыхания на выдохе, оказывает выраженное влияние на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая замедляет сердечные сокращения, понижает АД, ускоряет секрецию и моторную функцию желудка и кишечника, усиливает сокращение гладких мышц бронхов и бронхиол.

Субъективно – наблюдается, прежде всего, феномен пратьяхары, т.е., «отвлечения» органов восприятия от раздражителей, частичная сенсорная депривация и состояние глубокой внутренней концентрации. Со слов современных практикующих: «…восприятие вдруг, в какой-то момент, сворачивается внутрь, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…».

Все эти эффекты достижимы и без практики сахита кумбхаки, бандх и прочих сложностей - исключительно за счет растягивания и урежения вдоха и выдоха вплоть до кевала кумбхаки - а это возможно при практике простого удджай без кумбхак плюс прана-апана анусандхана, а если еще добавить аджапа-джапу – эффект усиливается чуть ли не вдвое. Собственно, это и будет классическая кашмирская чакродая.
Более того, подобный феномен имеет место и в «обычной» повседневной жизни:

…иногда замечаешь, когда просто тупо смотришь в одну точку ничего при этом не воспринимая и не дыша...И вот это ощущение внутренней "пустоты" очень, знаете, потрясающее. Никакого беспокойства ни по какому поводу...

Весь вопрос в том, является ли состояние глубокой пратьяхары самоценным само по себе, или все состояния, подобные «унмани», служат только подготовительной ступенью для более сложной и серьезной внутренней работы.

Свами Шивананда Сарасвати писал, что т.н. "йога-самадхи", или джада-самадхи – не цель практики. Очевидно, что искомым результатом должно быть не "измененное сознание". тем более, не потеря его, а т.н. "расширенные состояния", функционально более высокие и продуктивные, с более высокой степенью осознавания, креативности, инсайтной деятельности и частотой пиковых переживаний.

Согласно мнению одного из современных практиков и исследователей йоги, более важным эффектом пранаямы является не просто достижение «измененного состояния сознания», а, напротив, увеличение произвольности, т.е. иерархизованности процессов сознания.

Пример дальнейшего развития техник пранаямы – первые дхараны Виджняна Бхайрава тантры, которые и посвящены уже методам внутренней работы (самьямы) с кумбхаками и достижению кевала-кумбхаки методом "сахаджа", без волевой задержки:

Вверх как выдох, и вниз как вдох, движется Высшая Шакти (букв. "Дух творения"). От концентрации на двух стыках (вдоха и выдоха) возникает состояние Полноты. /24/

О Бхайрави! Благодаря задержке дыхания в обоих пространствах, снаружи или внутри, по милости Бхайрави возникает состояние Бхайравы. /25/

Не следует ни впускать, ни выпускать Шакти являющуюся в форме дыхания, благодаря безмыслию (нирвикалпатайА) и Ее (Милости) в середине (обретается) форма Бхайравы. /26/

Когда по окончании вдоха и выдоха наступает Полнота, именуемая Покоем, в ней (по милости) Шакти является (Высший) Покой. /27/

(перевод О.Ерченкова)

Таким образом, можно сделать закономерный вывод – все практики пранаямы, и их результаты, вплоть до «самадхи подобных» состояний, являются всего лишь основой для практик более высокого уровня, которые, в свою очередь, призваны привести практикующего к Реализации.

Сомананда Сарасвати (Борис Бидичев), 2009 г.